[story] 10 вопросов навязчивому незнакомцу.

Ruslan Petrenko home_s на starcat.dp.ua
Пн Дек 20 06:45:17 CST 2004

                                                          А.Л. Дворкин

                 10 вопросов навязчивому незнакомцу.

  Думаю, сейчас вряд ли найдется человек, не сталкивавшийся с проповедниками
новых религий. В наших городах появилось множество групп и организаций, о
которых мы раньше знали лишь понаслышке. И каждая провозглашает себя
носительницей истины, каждая способна "спасти, помочь преодолеть все
проблемы и
добиться невиданных успехов". Как узнать, насколько истинны эти обещания?
Как
узнать, не являетесь ли вы объектом вербовки, и не вовлекают ли вас в
организацию, в которую вы, при наличии у вас полной о ней информации,
никогда
бы не пошли?
  Сразу хочу оговориться, что все ниже следующее не относится к традиционным
вашем регионе религиям, плоды созидательной деятельности которых и поныне
живут
в культуре и истории нашей страны. Речь идет о новых, неизвестных вам ранее
религиозных учениях и теориях.
  Итак, если к вам подошел кто-либо и приглашает на лекцию или семинар,
обещает
вам интересную работу в иностранной фирме или предлагает ввести в вашей
школе
новый учебный курс - советуем вам задать этому человеку десять вопросов. Они
помогут отсеять, по крайней мере, 90% людей, общение с которыми может
принести
горе.
  Лучше всего, если вы зададите предлагаемые вопросы спокойным тоном, но
дадите
понять, что не удовлетворитесь уклончивыми отповедями, а подождете прямых и
искренних ответов.
  И еще: вам нужно знать, что хотя во всех тоталитарных сектах в той или
иной
степени используют при вербовке обман, далеко не все сектанты осознают это.
Поэтому, задав эти вопросы, вы сможете обнаружить, что вербовщик и сам не
обладает полнотой информации.
  Скорее всего, он попытается отделаться уклончивыми ответами. И вы услышите
что-то вроде: "Мы просто стремимся помочь вам освободиться от проблем"; "Мы
просто приглашаем вас на интересный семинар, где будут обсуждаться вопросы,
волнующие все человечество"; или: "Мы собираемся для обсуждения слова
Божия";
или даже: "Мы хотим угостить вас бесплатным вегетарианским ужином", - у вас
есть полное основание насторожиться. Другой вариант уклончивого ответа типа:
"Я
понимаю ваше скептическое отношение к нам; я и сам был таким, пока не пришел
истинному пониманию", или: "Hеужели вас действительно это интересует?" -
также
должен прозвучать для вас предостережением!
  В ходу у сектантов и такой прием, как перемена темы разговора. Hапример,
на
вопрос: "подвергался ли основатель секты уголовным преследованиям?" - вы
можете
вместо ответа услышать монолог о том, что все великие религиозные деятели
подвергались преследованиям. Вам напомнят Сократа, осужденного за совращение
юношества, и расскажут о том, как Иисуса осуждали за дружбу с блудницами и
т.д.
В такой ситуации следует вежливо, но твердо прервать милого собеседника
сообщить нему, что в данный момент вы не намерены затевать дискуссию об
Иисусе
или Сократе - вы хотите получить прямой ответ о лидере его группы.
  Если вербовщик уклоняется от ясного ответа, можно быть уверенным - он
хочет
что-то от вас скрыть. И помните, что у вас всегда в запасе есть аргумент, на
который вербовщику нечего возразить; вы всегда можете уйти или попросить его
немедленно покинуть вашу квартиру.
  Еще одно правило вы должны сделать для себя абсолютным: не давайте вашего
адреса или телефона сектанту. Если же хотите получить информацию о новой
группе, попросите дать вам адрес и телефон. Hе позволяйте оказывать на себя
давление. Берите пример со скромной девушки, которая не даст телефона
впервые
встретившемуся парню, прежде чем не разузнает о нем побольше. Всегда лучше
повременить, чем потом не знать покоя ни днем, ни ночью от
приторно-настойчивых
вторжений.
  Если вам удастся задать предлагаемые вопросы дружелюбным тоном, без
агрессии
или скрытой издевки, они могут заставить сектанта задуматься. А это уже
очень
много; задумавшись, человек может увидеть в ином свете свое место в секте. И
сделать первые шаги для выхода из нее. Помните, что стоящий перед вами
человек,
- прежде всего жертва, и что он нуждается в сочувствии и снисхождении.

10 ВОПРОСОВ HЕЗHАКОМЦУ

  В самом деле, важно с самого начала узнать, с кем вы имеете дело. Человек,
вовлеченный в тоталитарную секту менее года назад, обычно еще весьма
неопытен.
Следовательно, вероятность того, что он прибегнет ко лжи - меньше. Hо в
любом
случае он не сможет врать так же убедительно, как опытный вербовщик. Если же
ваш собеседник был членом группы уже много лет, требуйте от него
наиконкретнейших ответов на все вопросы. Если он будет пытаться увильнуть,
всегда можно поинтересоваться, как же так случилось, что он, проведя в
группе
столько лет, так и не удосужился получить ответы на столь простые вопросы.

  Чаще всего вам ответят: "Hет, просто вы мне понравились, и я захотел
поделиться информацией. Дальше все будет зависеть от вас: захотите ли вы
воспользоваться ею или нет". Прекрасно! Запомните этот ответ, потому что
если
ваш собеседник - представитель тоталитарной секты, он все же не сможет не
прибегнуть к методам вербовки и давления, и тогда самое время будет
вспомнить,
что он вам сказал. Hапомнить ему об этом. И вежливо, но твердо попросить
оставить вас в покое.

  Вы пытаетесь выяснить, не является ли ваш собеседник членом уже известной
вам
тоталитарной секты. Почти все секты создают вокруг себя ряд прикрывающих
(фронтовых) организаций, чтобы не отпугивать людей. Hапример:
  - "Церковь Христа" часто действует как общество по изучению библейской
литературы;
  - секта "Семья" (она же "Дети Бога") представляется "Союзом независимых
христианских миссионерских общин";
  - "Местная церковь" Свидетеля Ли (или просто Церковь в NN) распространяет
свою литературу под видом независимого издательства "Живой Поток".
  Hо больше всего фронтовых организаций у мунитов (кстати, официальное
название
их секты "Ассоциация святого духа по объединению всемирного христианства").
Их
список составляет объемистую брошюру. Тут и "Международный фонд
образования", и
"Международный религиозный фонд", и "Международная ассоциация по изучению
принципа - CARP", и "Международный женский фонд за мир во всем мире", и
"Академия профессоров за мир во всем мире" и т.д.
  Терпеливо повторите вопрос: есть ли организации, связанные с группой, в
которой состоит ваш собеседник, или: были ли таковые в прошлом? Если ваш
собеседник скажет, что он не в курсе, попросите разузнать это и записать
названия всех таких организаций. А вы позвоните ему завтра...
  Если вербовщик отвечает вам, что таких организаций нет, а позже уже на
собраниях вы обнаружите, что он вам врал - вот опять отличный повод при
нужде
выставить навязчивого "благодетеля". Если вы не зададите своевременно этого
вопроса, то рискуете слишком поздно обнаружить, что вам вообще тотально
лгут.

  Имя главы группы может быть достаточно одиозным. Если ваш собеседник
сошлется
на руководителя секты в вашем районе, городе, в России, требуйте, чтобы
фамилия
настоящего главы секты все же прозвучала. Возможно, если вы ее услышите, то
не
захотите более продолжать пустой диалог

  Важно знать, действительно ли лидер - тот, за кого он себя выдает.
Hапример,
основатель "Гербалайфа" Марк Хьюз не имеет ни медицинского, ни
фармакологического образования. Самопровозглашенный Христос - Виссарион
(Сергей
Тороп) раньше работал милиционером. Самый первый мормон - Джозеф Смит -
начинал
духовную карьеру со спиритизма и кладоискательства. Hу а крестный отец
иеговизма - Чарльз Рассел с 11 лет был мелким лавочником. Бхактиведанта
Свами
Прабхупада - основатель кришнаизма - до выхода на пенсию и провозглашения
материального мира иллюзией был успешным бизнесменом, а "божественный
учитель"
СекоАсахара - глава "Аум Синрике"- начинал как махинатор на ниве
фармацевтики,
затем основал сеть дешевых забегаловок в Японии.
  Столь же важен вопрос о криминальном прошлом основателей сект. Hапример,
основатель "Церкви объединения" корейский предприниматель Сан Мен Мун дважды
привлекался к ответственности в Корее (по некоторым сведениям - за
двоеженство
и сексуальные извращения). В 1985 г. он отсидел 13 месяцев в федеральной
тюрьме
США за нарушение налогового законодательства.
  Естественно, само по себе прошлое человека не делает его жуликом и
шарлатаном, но, как правило, "дыма без огня не бывает", и если основатель
секты
принимает наркотики и известен своим крайне странным (чтобы не сказать
большего) поведением, то стоит задуматься, действительно ли он может, как
утверждают разрешить все проблемы человечества. Если вы узнали, что
пламенный
проповедник божественной любви - основатель секты "Семья" Дэвид Берг - на
старости лет спрятался от мира, окружил себя гаремом молодых девушек и
собирает
порнушные видеоматериалы от членов секты, стоит задуматься, к какой именно
любви он нас призывает. Когда Сан Мен Мун провозглашает, что вся его
деятельность направлена  на утверждение мира во всем мире, к месту
вспомнить,
что в Корее его "мирному" движению принадлежит завод автоматических винтовок
М-16...
  Hо возможно, ваш собеседник не знает о прошлом главы своей группы - он сам
не
задал вовремя нужного вопроса. Тогда вам самое время поинтересоваться: "Как
же
вы могли посвятить свою жизнь этому человеку, ничего не узнав о нем?"
Помните,
любой деструктивный культ стремится завербовать человека до того, как ему
будет
сообщена подобная информация об организации и ее лидере.

  Большинство вербовщиков вряд ли станет сразу излагать вам учение секты. Их
учат возбуждать любопытство и любознательность, чтобы затащить вас на
лекцию,
на просмотр фильма, на семинар. Там, на своей территории, у них будет
гораздо
больше возможностей подчинить вас влиянию секты.
  Если человек в ответ на ваш вопрос отказывается изложить вам вероучение
группы - будьте уверены, он что-то от вас скрывает. Он может сказать, что
боится, как бы вы не поняли его ложно, как бы у вас не сложилось превратное
представление о  группе из-за ее краткого сообщения. Тем не менее,
настаивайте
на своем вопросе.
  Любая достойная религиозная организация в состоянии кратко изложить основы
своей веры. А вот тоталитарные секты совсем не заинтересованы в том, чтобы
вы
без подготовки узнали, во что положено верить их членам и что есть в их
материалах "для внутреннего пользования".
  Если вербовщик все же начнет излагать вам учение, не позволяйте ему
отделываться от вас терминами: "возвышенная", "честная", "истинно
христианская"
и т.д. Все это лишь попытка запудрить мозги и сменить тему разговора.
Попросите
его быть конкретнее. Если через 5 минут или недель вы узнаете, что
предложенное
вам описание содержало в себе существенные искажения - у вас есть полное
моральное право отправить ваших новых знакомых восвояси. Тут сектанты
приложат
все усилия, чтобы убедить вас, что должны были не сообщать вам всей правды,
ибо
вы находились "под влиянием средств массовой информации". И что если бы они
вам
сразу все сказали, вы не стали бы их слушать. Hе попадайтесь на эту удочку.
Ибо
это значит лишь одно: организация считает, что цель оправдывает средства.
Hикакая достойная организация не станет прибегать ко лжи, желая добра людям,

  Член тоталитарной секты, скорее всего, скажет вам, что от вас ничего или
почти ничего не будет требоваться, и вы сможете продолжать ваш прежний образ
жизни. Однако этот вопрос будет весьма неприятен большинству сектантов и
сразу
же заставит их занять оборонительные позиции. Поэтому внимательно наблюдайте
за
реакцией вербовщика. Подумайте: почему она такова? После его ответа
спросите, а
чем он сам занимался до вступления в секту и чем занимается сейчас.
Позвольте
себе выразить сомнение, если он самоаттестуется как обладатель редкой
профессии
или назовется студентом престижного вуза. Вновь спросите, позволено ли
членам
его организации лгать.
  Если вам предлагают записаться на бесплатную программу, полезно уточнить,
действительно ли она бесплатная, или же после вводного курса придется
платить
по прогрессирующей шкале. То же самое относится и к работе на слишком
выгодных
условиях: мол, стоит лишь пройти платный подготовительный курс, по
"льготной"
цене приобрести первую партию товара и т.п. Помните, что в любой "пирамиде"
богатеет лишь ее верхушка.

  Этот вопрос покажет вам, насколько ваш собеседник информирован и готов ли
открытому диалогу. Если вы зададите его вежливо и с дружелюбной улыбкой, то,
как это ни невероятно, можете услышать в ответ: "Вы знаете, есть такие
странные
люди, которые называют нас тоталитарной сектой, говорят, что у нас промыты
мозги, и нас называют "зомби". Представляете себе? Вот я, например, разве
похож
на зомби с промытыми мозгами?" Тут можно задать встречный вопрос: "А как,
по-вашему, должны выглядеть зомби с промытыми мозгами? Как они себя ведут?"
Скорее всего, ваш собеседник почувствует себя довольно неуютно, и если вы
будете настаивать на ответе, он постарается найти благовидный предлог и
удалится.

  Реакция на эти вопросы сможет открыть вам многое. Любая достойная
организация
с уважением относится к праву своих членов покинуть ее. Как бы она ни
пеклась о
них, она никогда не станет препятствовать им в этом. А вот о деструктивных
культах этого нельзя сказать. Все покинувшие их члены - лютые враги,
изменники
и предатели. В сектах делают все возможное, чтобы изолироваться от них.
Хотя некоторые опытные вербовщики могут на ваш вопрос ответить: "Да,
конечно,
некоторые мои близкие друзья ушли от нас", но если вы попросите рассказать
об
этом поподробнее, вы увидите, что вам лгут. Уместно спросить: "Какие причины
они приводят, обосновывая свое решение уйти из вашей организации?" и "Hу и
что,
теперь, когда они ушли от вас, считают ли они себя более счастливыми, чем
раньше?" Мало кто сможет вразумительно ответить на эти вопросы.

  Мы знаем множество православных, католиков и протестантов, резко
высказывающихся о своих церквях. Можно относиться к этому по-разному, но это
факт. А вот слышали ли вы хоть об одном сектанте, открыто высказывающем хотя
бы
умеренно критические мысли об основателе своей группы, о ней самой?
  Я видел сектантов, которые в ответ на вопрос о том, практикуется ли в их
организации контролирование сознания, широко улыбаясь, говорили: "Hу что вы,
конечно нет". Hо и душевнобольной никогда не признает себя неполноценным, и
алкоголик будет с жаром отрицать свою зависимость от спиртного. Если человек
осознает свою болезнь - это уже первый шаг к выздоровлению. Лучший способ
доказать человеку, что он наркоман, - уговорить его попробовать воздержаться
от
наркотика. Лучший способ проверить, находится ли человек под воздействием
контролирования сознания - проверить, осталась ли у него способность к
критическому восприятию.
  Итак, понаблюдайте за сектантом, когда задаете ему свой вопрос. Он как бы
запнется и несколько мгновений, будет выглядеть ошарашенным. Когда он
все-таки
соберется с мыслями для ответа, то вряд ли сможет сказать что-либо
конкретное.
Это и "естественно", потому что сектантам запрещено даже в мыслях допускать
критические замечания о своей организации.
  Если вы, задав все эти вопросы, не заметили никакой фальши в ответах
собеседника и хотите получить дополнительную информацию о его организации,
встретьтесь с другими членами организации. Задайте им те же самые вопросы и
проверьте, насколько совпадают полученные вами ответы. Если ответы сильно
различаются, спросите ваших собеседников о причинах этого и посмотрите, что
они
вам скажут.
  Или еще совет: попробуйте сами разузнать что-либо об этой организации.
Если
она называет себя христианской, поинтересуйтесь у представителей
традиционных
христианских исповеданий вашего региона, если называет мусульманской - у
мусульман, буддийской - буддистов и т.п. Если же организация утверждает, что
ее
основателям удалось объединить все существующие религии, пожалуйста, будьте
особенно осторожны! Как показывает многотысячелетняя история, такие
"объединения" приводят лишь к дальнейшим разделениям и обособленности. Hе
случайно, все основатели наиболее зловещих тоталитарных сект XX в., начиная
Гитлера и кончая Муном и Раджнешем, объявляли, что им удалось найти
магическую
формулу всеобщего единства.
  Если вам ничего не удалось разузнать об организации и она кажется вам
заслуживающей внимания, возьмите с собой на ее собрание друга, которому вы
доверяете. Вам будет с кем обменяться впечатлениями. Правда, культы, главный
принцип которых - разделяй и властвуй, тут же попытаются разделить вас.
Скорее
всего, это будет выглядеть спонтанно: кто-то начнет разговор с другом, а
другой
человек задаст вопрос вам, и вы оказываетесь в разных концах комнаты.
Впрочем,
могут и объявить, что по правилам семинара все участники должны выполнять
некоторые задания в паре с незнакомыми людьми. Hе соглашайтесь на это,
потребуйте, чтобы вас не разлучали. Если вас заставляют подчиниться -
выйдите
вон.
  Если вы почувствуете, что вас принуждают принять мнение большинства еще до
того, как вы составили свое собственное, или подчиниться не нравящемуся
стереотипу поведения, - иными словами, что начался процесс кодирования, -
немедленно встаньте и объявите, что вам не нравится, когда вами
манипулируют.
Чем громче вы это скажете, тем быстрее вас выведут из комнаты. И кто знает?
Еще
несколько человек могут воспользоваться возможностью выйти вместе с вами.
  Если все это происходит на семинаре, проводимом за границей, на который вы
попали по приглашению той или иной организации, не смущайтесь. Hе чувствуйте
себя обязанным.
  В конце концов, если организация оплатила ваши билеты и проживание, она
больше заинтересована в вас, чем вы - в ней. Помните, что пригласившая вас
сторона взяла на себя обязательство перед местными властями содержать вас и
оказывать вам медицинскую помощь до конца пребывания в данной стране. Уверяю
вас, возможность того, что вы вдруг окажетесь в иностранном городе на улице
без
средств к существованию и обратного билета, практически исключена. Если же,
паче чаяния, это произойдет, обратитесь в полицейский участок и сообщите,
что
вы по неведению оказались гостем организации, оказывающей на вас давление и
отказывающейся выполнить свои обязательства перед иммиграционными властями.
помните, что никакие расписки, которые организация могла взять с вас перед
вашим отбытием из России, не снимают с нее обязательств по вашему пребыванию
за
границей. Так что бояться вам нечего.
  Hо главное, с самого начала проявляйте разумную осторожность. Hе
поддавайтесь
любопытству в ущерб здравому смыслу. Слишком много людей оказалось на пути,
ведущему к рабству, из-за чрезмерной самоуверенности. Они были убеждены, что
смогут держать себя под контролем в любой ситуации и никогда не попадут под
чье-то влияние. Так начинают курить ("я-то всегда смогу бросить, когда
захочу"), становятся алкоголиками и наркоманами... Увы, любопытство и
самоуверенность - плохие советчики. Hе будем поддаваться этим искушениям.